#записки_из_сундука #праздник_в_сундуке С тридцатого апреля на первое мая случается Вальпургиева ночь, она же Ночь ведьм или Ведьмин костёр. Считается, что именно в это время проходят всевозможные сборища ведьм, прочей нечисти и неприкаянных душ... Кем считается, почему, откуда пошло? Давайте разбираться. Начнём, пожалуй, с того, что самое правильное место для шабаша в эту ночь - Лысая гора. Поверье о том, что ведьмы вообще что-то празднуют, пошло от немцев, для которых подобной горой считается Брокен - самая высокая точка горной системы Гарц (или Харц). Иногда упоминается в таком же контексте и гора Блоксберг. Хотя, вообще, подойдёт любая гора с голой верхушкой, или даже холм. В Германии Вальпургиеву ночь отмечают довольно масштабно - в городке у подножья Брокена, носящем название Санкт-Андреасверг, к шабашу готовится практически всё население, а, согласно официальным данным, ведьм там сейчас проживает немного больше, чем двести (при населении в 1730 человек). Отдельные скалы вокруг Брокен тоже носят соответствующие названия - "Hexenbrunnen" («Колодец ведьмы»), "Hexenaltar" («ведьмин алтарь») и т. п. В середине ХХ века нечисти, правда, пришлось для своих делишек выбирать иное место. На Броккене была построена советская военная база, занимавшаяся (судя по уцелевшим останкам) то ли радиоразведкой, то ли космическими станциями слежения. Русские обнесли тонзуру горы сплошным железобетонным забором, всех туристов, по старинке сунувшихся на Броккен, отправляли домой, а ведьм, видимо, сбивали. Благодаря новым веяниям, открывшим путь всяческой камарильи, забор снесли, практично устроив на расчищенном русскими солдатами месте, «окружную дорогу». В бывших казармах теперь располагается гостиница «Приют ведьмы». В солдатской столовой – кафе. В командном центре – музей. В последнем можно покататься на виртуальной метле, наблюдая за своим полётом на большом цветном экране. Для особо любознательных устроена специальная экспозиция с подробным описанием способа приготовления мази для колдовских полётов. Белладонна, сушёные лягушки-пауки-кузнечики и всякие прочие гадости разложены по специальным стеллажикам для подробного ознакомления. Сам рецепт изложен рядом – в фотокопиях из старинных средневековых трактатов. Для граждан, имеющих проблемы со средневековой латынью, дан и перевод. Странно, что при немецкой предприимчивости, местные господа не озаботились продавать и саму готовую мазь – среди забивших полки мелких сувениров, открыток, карт местности и познавательной литературы - пара аптекарских склянок была бы не лишней. Но вернёмся к Вальпургиевой ночи. Простые смертные её тоже отмечали, пусть и несколько иным образом: в деревнях проводился обряд изгнания ведьм, в ходе которого разводили костры и жгли на них чучела. Дома обходили с факелами, а тем, кто не желал в шествии принимать участия, всё равно было не выспаться - всю ночь в церквях звонили колокола. Да и опасно было уклоняться - за ведьму примут ещё. Также считалось, что собранные в эту ночь травы обладают особой магической силой. Само поверье о существовании особой даты для всеобщего шабаша сложилось примерно в конце восьмого века нашей эры. Наиболее известное упоминание Вальпургиевой ночи в литературе можно обнаружить в "Фаусте" Гёте. Своим происхождением Вальпургиева ночь, как ни странно, напрямую обязана Бельтейну, о котором говорилось ранее: несмотря на запрет под страхом смертной казни языческого празднования начала весны, многие пожилые женщины (а отсюда и представление о ведьме, как о древней старухе), да и вообще все, кто не желал отказываться от старых традиций, продолжали собираться в потайных местах, чтобы подобающим образом отметить наступление светлой половины года, с песнями, кострами и плясками, а, как вы помните, на Бельтейн костры жгли на горах и холмах. Обстановка (костры, дикая местность), а может быть, и преднамеренно распускаемые этими тайными язычниками слухи (чтобы избавиться от лишних свидетелей), способствовали распространению в народе рассказов о ведьмах, собирающихся в эту ночь в различных недоступных местах. Название же произошло от совпадения с празднованием 1-го мая памяти Святой Вальпурги, Уимбурнской монахини (Англия), приехавшей в Германию в 748 году с целью основания монастыря. Она умерла 25 февраля 777 года в Хайденхайме. 1 мая останки монахини перевезли в Айштадт, возложив в пустоту одной из скал. И из скалы начало вытекать целебное масло, помогавшее от многих болезней. Вальпургу канонизировали, причислив к лику святых. Сам образ Вальпурги на старых фресках довольно любопытен - в нём прослеживается очень много черт, не связанных с христианской мифологией и каноном, да и было бы поистине странно, если бы праздник нечисти был назван в именем христианской святой только лишь из-за даты. Первым символом-отсылкой исследователи называют фон, на котором женщину изображают на фресках. Липы и холмы, помимо несомненной эстетичности, возможно, несут подтекст: липа считалась в германо-скандинавской мифологии священным деревом богини Фригг, а холмы, особенно одинокие, обиталища её тёмной ипостаси - ведьмы Перхтен (в прошлом также почитавшейся немцами в качестве покровительницы плодородия). К тому же, рядом со святой часто изображают собаку, хотя в её жизнеописаниях никаких собак не упоминается. Тем не менее, собака - частый спутник богинь именно германской мифологии. Та же Фригг, например, нередко появлялась с ними в качестве спутников. Символика собаки также отсылает к теме здоровья и плодородия, что подчёркивает предыдущие догадки. Чтобы был хорошим урожай, древние германцы "кормили" таинственную ветряную собаку, виндхаунда. Так что связь Святой Вальпурги (или Вальпургии), Бельтейна, начала весны и германской мифологии, пусть и стёршаяся со временем, однозначно имеется. Сейчас Вальпургиеву ночь отмечают по всей Центральной и Северной Европе – это праздник встречи весны, когда зажигаются огромные костры, чтобы отвадить ведьм, слетающихся в эту ночь на шабаш. Программа праздника не меняется уже более ста лет: старинные игры, вроде горелок, выступления студенческих хоров и традиционные костры в канун Вальпургиевой ночи. Ну и куда без визуального подкрепления материала? Пусть в этот раз будет видео. Постановка празднования Вальпургиевой ночи в клипе группы Faun очень подробна - с кострами, плясками вокруг Майского Древа, сбором росы и прочими мелкими обрядовыми традициями. Да и просто красиво.